ЧТО  СДЕЛАНО  ПРОФСОЮЗАМИ

ПО ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

 

Письмо Председателя ФНПР М.В. Шмакова Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву 22.06.2018

 

 

Председателю Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведеву

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

Направляем Вам предложения профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по  проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 16 июня 2018 года.

Законопроектом предлагается повысить общеустановленный пенсионный возраст с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин, по достижении которого будут назначаться не только страховые пенсии, но и другие виды пенсий. Повышение планируется провести, начиная с 2019 года.

Профсоюзная сторона Комиссии считает, что данный законопроект не должен рассматриваться, пока не будут решены и законодательно оформлены следующие вопросы:

Изменена ситуация на рынке труда за счёт создания высокотехнологичных рабочих мест, сокращения доли «живого труда», обеспечения гибкой занятости, создания систем перманентной переподготовки кадров. В рамках этой программы необходимо предусмотреть рабочие места, адаптированные для высоковозрастных категорий работников, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений.

Пересмотрена политика оплаты труда с целью повышения заработной платы, особенно в категориях средне и выше среднего оплачиваемых работников.

Ратифицирована Конвенция МОТ № 102 без изъятий.

Для обеспечения более эффективного пользования пенсионным законодательством необходимо произвести кодификацию действующих нормативных правовых актов в области пенсионного обеспечения и законодательно утвердить «Пенсионный кодекс Российской Федерации».

Пересмотреть методику определения прожиточного минимума, с целью его оптимизации и возможности использования, как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения.

Провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, в которой предусмотреть:

- создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учётом характера оплаты их труда (формальный и неформальный секторы, самозанятые и т.д.);

- прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей;

- унификацию порядка назначения и получения пенсий для всех категорий наемных работников, включая государственных служащих, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- оптимизацию страхового тарифа на пенсионное страхование, приведение его величины в соответствие с обязательствами перед застрахованными путём определения нагрузки между субъектами страхования и подкрепленного актуарными расчётами.

Подготовить финансово-экономическое обоснование, подтверждающее реальное и качественное увеличение пенсий, а также эффективность предлагаемых мер для пенсионной системы.

Продолжить формирование трёхуровневой пенсионной системы.

Вывести накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования и перевести его в добровольный формат.

Увязать продление активной трудовой жизни с вопросами предоставления  качественной медицинской помощи высоковозрастной категории работников.

Указанные проблемы должны быть оформлены соответствующими законопроектами, только после принятия которых, можно будет возвращаться к вопросу повышения пенсионного возраста.

 

Председатель ФНПР
Координатор профсоюзной стороны РТК
по регулированию социально-трудовых отношений                                М.В. Шмаков   22.06.2018

 

25 июня в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоялась пресс-конференция Председателя ФНПР Михаила Шмакова на тему "Позиция ФНПР по законопроекту о повышении пенсионного возраста в России".

 

Профсоюзы России выступили против правительственного законопроекта, направленного на повышение пенсионного возраста, в предложенной редакции. Федерация независимых профсоюзов России считает, что до перехода к решению вопроса о повышении пенсионного возраста необходимо принять целый пакет законов, совершенствующих российскую пенсионную систему.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил: "Мы считаем, что данный законопроект, касающийся изменений в пенсионном законодательстве, только частично затрагивает вопросы совершенствования пенсионной системы Российской Федерации. Он должен в дальнейшем рассматриваться исключительно в пакете с другими законопроектами. Без этого мы не придем к успеху, и не будет реального совершенствования пенсионной системы в нашей стране".

По словам профсоюзного лидера, самые главные факторы для повышения пенсий - это повышение заработной платы работников, занятых в экономике, и исключение накопительного элемента из государственного обязательного пенсионного страхования. Кроме того, 6%, перечисляемые на накопительную часть, "вымывают из бюджета Пенсионного фонда одну треть". "Поэтому возврат этих средств в солидарную систему позволит сразу поднять пенсии достаточно серьезно, а не говорить о каких-то небольших суммах повышения пенсий", - пояснил он.

Михаил Шмаков подчеркнул, что повышение пенсий не ограничивается их индексацией на уровне высших инфляций, так как этого недостаточно. Глава ФНПР напомнил, что в 2012 году в РФ была принята стратегия совершенствования пенсионной системы, в соответствии с которой необходимо было принять ряд решений, чтобы пенсии реально повышались у сегодняшних пенсионеров.

М.Шмаков подчеркнул, что все предложения ФНПР относятся, прежде всего, к государственному обязательному пенсионному страхованию, тогда как сфера деятельности Пенсионного фонда РФ гораздо шире, но большинство россиян пользуется именно этой схемой. Предложения профсоюзов были направлены в правительство в рамках работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По его словам, утверждение, что Пенсионный фонд нуждается в ежегодных дотациях из федерального бюджета, неточны, "потому что Пенсионный фонд сбалансирован и доходов страховой части Пенсионного фонда на сегодняшний день вполне хватает для того, чтобы выплачивать пенсии на сегодняшнем уровне". "А то, что они нуждаются в резком увеличении, эти пенсии, это абсолютно точно", - сказал глава ФНПР.

Среди предложений профсоюзов: изменение ситуации на рынке труда за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, обеспечение гибкой занятости по возрасту, создание систем перманентной подготовки кадров. В рамках этой программы необходимо предусмотреть рабочие места, адаптированные для высоковозрастных категорий работников, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений, то есть тех, кто получил высшее и среднее профессиональное образование", - сказал Михаил Шмаков. 

По его словам, необходимо пересмотреть методику определения прожиточного минимума с целью его оптимизации и возможности использования как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения. "Сегодняшняя методика определения прожиточного минимума, как известно, была разработана еще в 50-х годах прошлого столетия, модернизирована в 1992 году и принята на восемь месяцев для преодоления экономического спада, но действует до сих пор с минимальными поправками", - напомнил М.Шмаков.

Вместе с тем необходимо, по мнению ФНПР, провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, предусматривающее создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учетом характера оплаты их труда, прекращение практики льгот по оплате страховых взносов, а также унификацию порядка назначения и получения пенсии.

Департамент общественных связей ФНПР

 

На очередном заседании Исполкома ФНПР, прошедшем 26 июня 2018 года под председательством Михаила Шмакова, был рассмотрен вопрос «О позиции ФНПР по законопроекту Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

 

Было отмечено, что данный законопроект, направленный на повышение пенсионного возраста, не учитывает всех рисков, возникающих для работников и пенсионеров. Более того, он не согласуется с «майским» указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которым поставлена задача искоренения бедности и повышения благосостояния пенсионеров. А реализация законопроекта без комплекса мер, предложенных профсоюзной стороной на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 16 июня с.г., не может привести к желаемым результатам.

Исполком ФНПР одобрил позицию профсоюзной стороны РТК о необходимости «пакетного» рассмотрения проблем, связанных с данным правительственным законопроектом, включая увеличение размеров заработной платы, ратификации без изъятий 102-й Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, пересмотр методики определения прожиточного минимума, повышение качества медицинских услуг и ряда других мер для устойчивости и развития пенсионной системы страны.

В ходе дискуссии в видеорежиме определено, что членским организациям ФНПР следует руководствоваться решением профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии и в рамках коллективных действий, изложенных в  письме Председателя ФНПР от 18 июня, продолжить разъяснение позиции профсоюзов, активно участвовать в работе региональных органов власти, рассматривающих законопроект. Решено также обратиться в Госдуму РФ с предложением создать соответствующую рабочую группу.

Полное изложение постановления Исполкома ФНПР будут размещено на нашем сайте в ближайшее время.

Департамент общественных связей Аппарата ФНПР

 

В рамках заседания президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, которое состоялось 22 июня 2018 года в 10 часов в малом зале областного профобъединения, профсоюзные лидеры области обсудили проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", предусматривающего повышение пенсионного возраста.

 

 По мнению участников заседания, повышение пенсионного возраста приведет к ряду негативных последствий и социальных проблем, таких, как обнищание старшего поколения, повышение смертности населения, рост безработицы, увеличение производственного травматизма, резкое понижение доходов работающих граждан, рост неформальной занятости и теневых выплат заработной платы.

Пенсионная реформа не оправдана с точки зрения средней продолжительности жизни в стране. Говоря о том, почему нельзя сейчас принимать законопроект, председатель Федерации Михаил Ткаченко в качестве аргумента привел тревожную статистику:  в 46 регионах страны мужчины не доживают до 65 лет. У женщин продолжительность жизни чуть выше, однако, это вовсе не означает, что человек в пожилом возрасте обладает отменным здоровьем. «Разве сможет в течение всего рабочего дня стоять за станком токарь в 65 лет? В качестве альтернативного варианта рассматривается вопрос о переобучении работников предпенсионного возраста. Но много ли таких специальностей, которые могут освоить и применить на практике пожилые люди?», - задался вопросом профсоюзный лидер.

Михаил Ткаченко напомнил, что пенсионная реформа коснется представителей абсолютно всех сфер деятельности, в том числе бюджетной сферы – врачей, учителей, работников культуры. Как прописано в законопроекте, несмотря на то, что эта категория работников имеет право выхода на заслуженный отдых, достигнув определенного трудового стажа, пенсию они все равно будут получать только тогда, когда у них наступит пенсионный возраст.

«Решение проблем с Пенсионным фондом должно предусматривать  комплексный подход. Прежде чем говорить о повышении пенсионного возраста, необходимо устранить причины, которые дестабилизируют работу Пенсионного фонда», - считает председатель Саратовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Николай Тимофеев. По его мнению, прежде всего, нужно решить проблему с сокращением численности штатов и учреждений и увеличить количество рабочих мест. Затем – принять меры для реального повышения заработной платы, а не создавать видимость ее увеличения.  При этом Николай Тимофеев рассказал о сложившейся системе выплат заработной платы в отрасли образования. По его словам, начиная с 2014 года нормативы по оплате труда не повышались, фонд оплаты труда оставался на прежнем уровне, однако, зарплата учителей росла. «За счет чего? За счет того, что на преподавателей увеличивалась нагрузка и другие элементы интенсивности. Такая ситуация только дестабилизирует работу Пенсионного фонда, равно, как нелегальная занятость и другие негативные проявления экономики», - подчеркнул председатель обкома Профсоюза.

«Повышать пенсионный возраст сегодня нельзя», - с этим заявлением согласились все участники заседания. Члены президиума озвучили позицию трудящихся, с которыми уже были проведены встречи. «Буквально вчера я вернулась из Александрова Гая, где выступил наш профсоюзный актив, - поделилась председатель Саратовской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Галина Разумкина.- И все работники, с которыми мы общались,  были  единогласны –ни в коем случае этот закон не пропустить».

Свое отношение к происходящему выразила председатель Саратовской областной организации Профсоюза работников культуры Вера Дмитриева. По ее мнению, проект закона является ничем иным как проявлением циничного отношения к людям. «У наших граждан отбираются средства не для того, чтобы повысить их благосостояние, а чтобы пополнить бюджет Пенсионного фонда. Народ возмущен, и это неудивительно», - подчеркнула Вера Николаевна.

По окончании обсуждения члены президиума Федерации приняли решение поддержать позицию ФНПР о преждевременности повышения пенсионного возраста в стране, предложить провести референдум, а также организовать собрания в трудовых коллективах. Кроме того, профсоюзными лидерами было приято решение встретиться с депутатами Саратовской областной Думы, которые в настоящее время рассматривают данный законопроект.  Также председатели областных профсоюзных организаций намерены организовать сбор подписей, которые будут направлены как в адрес органов исполнительной, так и законодательной власти.

Отметим, что 22 июня в региональном правительстве состоится заседание областной трехсторонней комиссии, на которой будет доведена официальная позиция саратовских профсоюзов по вопросу повышения пенсионного возраста.

 

 Пресс-центр Федерации профорганизаций Саратовской области

 

На заседании Саратовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшейся 22 июня c.г., саратовские профсоюзы выразили свою позицию по вопросу повышения пенсионного возраста.

 

В обсуждении вопросов, вынесенных на заседание, приняли участие заместитель председателя областного правительства Валентина Гречушкина, министр занятости, труда и миграции Наталья Соколова, председатель Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Михаил Ткаченко, председатель регионального Союза товаропроизводителей и работодателей Виктор Муллин, представители органов власти, работодатели, профсоюзные лидеры.

Рост производства – повышение зарплаты

Главным вопросом повестки дня стал уровень заработной платы в реальном секторе экономики. По итогам 4 месяцев 2018 года средняя заработная плата на предприятиях области составила 25,7 тыс. рублей. При этом, по результатам выборочного обследования, проведенного органами статистики в 2017 году, порядка 50% работающих в области получали зарплату ниже 20 тыс. рублей.

Наиболее низкий ее уровень отмечен в таких сферах, как гостиницы и предприятия общественного питания – 13,7 тыс. руб., сельское хозяйство – 15,6 тыс. руб., строительство – 18,4 тыс., торговля – 19,7 тыс. руб. Самую высокую зарплату получают работники финансовой и страховой деятельности – 39,3 тыс. руб., добычи полезных ископаемых – 38,9 тыс. руб., обеспечения электроэнергией, газом, паром, кондиционирования воздуха – 38,2 тыс. руб.

Обеспокоенность ситуацией, сложившейся с уровнем заработной платы, выразил председатель областного профобъединения Михаил Ткаченко. Он обратил внимание на то, что в рейтинге регионов по уровню заработной платы Саратовская область значительно отстает, занимая 72 место в стране и 11 место в Приволжском ФО. По темпам роста заработной платы в округе наш регион также на 11 месте. «Мы поставили задачу довести средний уровень заработной платы в области до 26820 руб. Люди должны получать за свой труд достойные заработки, и задача каждого из нас, как социальных партнеров, - приложить все усилия, чтобы достичь этого показателя», - подчеркнул профсоюзный лидер.

Продолжая тему заработной платы, председатель Саратовской областной организации Профсоюза «Торговое Единство» Татьяна Разборова отметила, что в связи с тем, что по итогам 2017 года произошел некоторый рост потребительского спроса и незначительный рост объемов розничного товарооборота, многие предприятия торговли получили возможность проиндексировать заработную плату своим сотрудникам. Однако и нынешний ее уровень недостаточен для повышения качества жизни работников торговли. В частности, как прозвучало на заседании, средняя зарплата в торговой отрасли в 2017 году составила 18278 рублей.

О том, какие принимаются меры для повышения уровня оплаты труда в реальном секторе экономики, рассказали представители различных министерств.

В частности, в строительной отрасли, в рамках Соглашения о взаимном сотрудничестве между правительством Саратовской области и крупными предприятиями строительного комплекса, предусмотрены обязательства предприятий обеспечить повышение среднемесячной заработной платы работников не менее чем на 5%. Об этом сообщил первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Павел Мигачев.

Первый заместитель министра промышленности и энергетики Владимир Белгородский отметил, что в курируемой министерством сфере усилия будут направлены, в первую очередь, на повышение загрузки существующих мощностей предприятий. Это позволит осваивать новые изделия, увеличивать объемы производства, производительность труда, привлекать эффективных инвесторов. Перспективы создания высокопроизводительных мест с высокой заработной платой связаны, по его мнению, с реализацией в регионе целого ряда крупных инвестпроектов, некоторые из которых будут реализованы уже в этом году.

В том, что рост производства – главный фактор развития реального сектора экономики, убежден председатель Союза товаропроизводителей и работодателей области Виктор Муллин. Только тогда, когда будет налажен рост производства, развиваться реальный сектор экономики, тогда увеличится и покупательская способность населения и, соответственно, объемы продаж в торговле и т.д. Но для этого, по его мнению, необходимо повышать инвестиционную привлекательность региона.  

Обращаясь к первому заместителю министра экономического развития области Юлии Винокуровой,  заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций области Михаил Похазников поинтересовался, какие отрасли не выполняют «дорожные карты» в части повышения заработной платы. В этой связи профсоюзы настаивают на проведении экономического анализа, который позволит выявить реальную картину и обозначить пути выхода по отраслям регионального плана мероприятий. Как пояснил Михаил Похазников, данный вопрос должен быть рассмотрен на ближайшем заседании областной трехсторонней комиссии. 

Антинародный закон

Особую тревогу у саратовских профсоюзов вызывает законопроект, предусматривающий повышение пенсионного возраста.

На заседании областной трехсторонней комиссии Михаил Ткаченко выступил с заявлением, в котором отразил позицию профсоюзов Саратовской области.  «Мы не поддерживаем такой антинародный закон, который сегодня пытаются провести. Хотелось бы задать вопрос Правительству Российской Федерации: почему пенсионную систему пытаются внедрить в быстром порядке, не просчитав до конца экономические и человеческие потери? На заседании правительства 14 июня Татьяна Алексеевна Голикова говорила о том, что у тех, кто доживет до пенсии, она будет увеличиваться по тысяче рублей в месяц, то есть 12 тысяч в год. Если мы возьмем среднюю пенсию по стране – 11900 рублей и умножим на 12 месяцев, получится почти 150 тысяч рублей. В то же время при увеличении пенсионного возраста на пять лет у мужчин заберут в виде недополученной пенсии 750 тысяч рублей, а у женщин за восемь лет – 1,2 миллиона рублей», - заявил Михаил Викторович.

Профсоюзный лидер напомнил, что пенсионная реформа коснется представителей абсолютно всех сфер деятельности, в том числе бюджетной сферы – врачей, учителей, работников культуры. Как прописано в законопроекте, несмотря на то, что эта категория работников имеет право выхода на заслуженный отдых, достигнув определенного трудового стажа, пенсию они все равно будут получать только тогда, когда у них наступит пенсионный возраст.

Озвучивая позиция профсоюзов, Михаил Викторович добавил, что при принятии законопроекта необходимо учитывать мнение населения. «Люди в один голос заявляют, что проект закона надо исключать, - сказал он. – А самое главное, когда мы посмотрели статистику, мы увидели, что в 60% регионов страны мужчины не доживают до 65 лет, а в некоторых областях и до 60-ти. Такие цифры нас очень пугают». По словам профсоюзного лидера, повышение пенсионного возраста приведет к тому, что значительная часть населения не доживет до пенсии, поэтому большинство не увидит не только прибавки к пенсии, но и вообще саму пенсию.

В рамках заседания было также подписано Соглашение о взаимодействии между Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Государственной инспекцией труда по Саратовской области и награждены победители областного конкурса «Коллективный договор - основа защиты социально-трудовых прав граждан».

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Саратовского  отделения

Ассоциации  профсоюзов  работников непроизводственной   сферы  РФ

 

Мы, представители областных организаций профсоюзов работников здравоохранения, культуры, народного образования и науки и государственных учреждений и общественного обслуживания, выступаем против повышения пенсионного возраста и поддерживаем позицию ФНПР о преждевременности такого шага. Считаем, что такие важные вопросы, затрагивающие интересы всего населения, не могут проходить без всенародного обсуждения.

Предлагаемые инициативы Правительства Российской Федерации о повышении пенсионного возраста вызвали среди работников отраслей бюджетной сферы самое негативное отношение. Законопроект Правительства увеличивает возраст выхода на пенсию до 65 лет у мужчин и до 63 лет для женщин. Продвигая эту идею на протяжении последних лет и заявляя при этом о необходимости повысить качество жизни граждан, Правительство РФ не сумело достичь реальных результатов в этом направлении: по-прежнему остро стоят вопросы развития экономики, вывода работников из неформальной занятости, создания новых рабочих мест. Более того, в отраслях бюджетной сферы за последние годы их количество резко сократилось, при этом часть работников трудится в режиме неполной занятости, имея перспективу не получить страховую пенсию или получить социальную на пять лет позже.

Мы уверены, что в ходе проводимых правительством РФ реформ не должны ухудшаться достигнутые в прошлом социальные нормы и гарантии граждан. Выражая солидарность с позицией ФНПР о преждевременности повышения пенсионного возраста в Российской Федерации, профсоюзные организации бюджетной сферы считают необходимым начать широкое обсуждение с участием профсоюзов комплекса экономических мер, способных поднять жизненный уровень населения и решить проблему наполнения Пенсионного фонда без повышения пенсионного возраста.

Мы открыто заявляем, что предлагаемый Правительством РФ вариант направлен не на повышение благополучия пенсионеров, а, как всегда, станет только источником пополнения бюджета за счет самой незащищенной категории населения. Мы также не видим конкретных мер по решению проблем наполнения бюджета Пенсионного фонда за счет других источников, например, решения проблем «серой» занятости.

Для российской практики стала характерна ревизия пенсионного законодательства, и нельзя сказать, что в лучшую сторону. Нынешние скороспелые решения Правительства РФ могут вызвать социальную напряженность в обществе и спровоцировать в перспективе массовую безработицу далеко немолодых граждан.

 

Мы требуем, чтобы государство проводило политику в интересах народа, без шоковых вариантов, последовательно и комплексно решая проблемы экономики, роста доходов населения, улучшения качества жизни и увеличения её продолжительности!