П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

П Р Е З И Д И У М А

         Протокол № 37                                                                                            от 28 июня 2018 г.

 

О позиции СОТО Профсоюза по проекту закона Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»

 

            Предлагаемые инициативы Правительства Российской Федерации о повышении пенсионного возраста вызывают среди работников самое негативное отношение. Законопроект Правительства РФ увеличивает возраст выхода на пенсию до 65 лет у мужчин и до 63 лет для женщин. Продвигая эту идею на протяжении последних лет и заявляя при этом о необходимости повысить качество жизни граждан, Правительство не сумело достичь реальных результатов в этом направлении: по-прежнему остро стоят вопросы развития экономики, вывода работников из неформальной занятости, создания новых рабочих мест.

         Члены Президиума уверены, что в ходе проводимых Правительством Российской Федерации реформ не должны ухудшаться достигнутые в прошлом социальные нормы и гарантии граждан. Выражая солидарность с позицией ФНПР о преждевременном повышении пенсионного возраста в Российской Федерации, президиум СОТО Профсоюза считает необходимым начать широкое обсуждение с участием профсоюзов комплекса экономических мер, способных поднять жизненный уровень населения и решить проблему наполнения Пенсионного фонда без повышения пенсионного возраста.

 

Президиум Саратовской областной территориальной организации Профсоюза  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Поддержать позицию ФНПР о преждевременном повышении пенсионного возраста в РФ.
  1. В целях информирования членов профсоюзов о позиции ФНПР по повышению пенсионного возраста, руководителям профсоюзных организаций провести собрания в первичных профсоюзных организациях расширенные заседания выборных органов профсоюза. Принятые решения направить в адрес Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации ФС РФ, в вышестоящие профсоюзные органы для поддержки консолидированной позиции профсоюзов.
  1. Направить Заявление Президиума СОТО Профсоюза председателю Саратовской областной Думы И.Г. Кузьмину, в Государственную Думу, опубликовав его в средствах массовой информации.   

 

 

Председатель СОТО ПРГУ РФ                                                     Г.А. Разумкина

ДОКЛАД

 

председателя СОТО Профсоюза  Разумкиной Г.А.

по вопросам пенсионной реформы

 

                                                                                   28 июня 2018 года

Уважаемые коллеги!

Мы собрались, чтобы обсудить с вами  проблему, которая широко и активно обсуждается сегодня в обществе, проблему, которая касается или коснется в будущем каждого человека это концепция новой пенсионной реформы.

Правительство РФ все-таки решилось и активно продвигает самый жесткий вариант пенсионной реформы: для мужчин предлагается поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет за 10 лет, для женщин до 63 за 16 лет. И предлагается начать это повышение с 1 января 2019 года. Главные задачи, которые ставит правительство и которые изложены в записке к законопроекту: повысить уровень пенсионного обеспечения, повысить наполняемость Пенсионного фонда и решить задачу ежегодной индексации пенсий, выше, чем инфляция. Поставлена задача увеличивать пенсии выше инфляции. Заявлено, что люди, которые сегодня достигли пенсионного возраста, получат прибавку к пенсии.

В 2019 году прибавка к пенсии неработающего пенсионера должна составить в среднем 1 тыс. рублей. Надо учитывать, что это прибавка в среднегодовом выражении, с учетом индексаций в феврале и апреле. Пенсионеры за год получат в среднем на 12 тыс. рублей больше. У кого-то пенсия больше, у кого-то меньше, поскольку размер пенсий у каждого человека свой. По заявлению правительства прибавка на 1 тыс. рублей означает, что в течение следующего года средняя пенсия будет 15 тыс. 400 рублей. Это среднее повышение. И если ничего не предпринимать, не изменять параметры пенсионной системы, не повышать пенсионный возраст, ресурсов и возможностей у пенсионной системы за счет полученных страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета просто нет, поэтому приняли решение, которое давно обсуждалось экспертами, различными профессиональными группами. Это единственный выход. Такова позиция правительства и она активно продвигается.

И еще один аргумент, который использует правительственная сторона. За последние годы серьезно выросла продолжительность жизни.

Параметры пенсионного возраста, закрепленные в законодательстве 1956 года, когда пенсионная система сложилась в СССР, принимались в 20-е годы прошлого столетия: тогда средняя продолжительность жизни составляла 43 года. В советский период продолжительность жизни выросла. В конце 1980-х годов ученые писали, что предпосылки для повышения пенсионного возраста есть, но по политическим соображениям решение не принималось.

В 1990-е годы произошло снижение продолжительности жизни, росла смертность, снижалась рождаемость. С 2000 года ситуация стабилизировалась, в 2007 году были приняты решения по демографическим инициативам, по национальному проекту в сфере здравоохранения. Когда ресурсы пошли именно в эти сферы, мы получили очень серьезный положительный результат. По итогам 2017 года средняя продолжительность жизни почти 73 года. Этот рывок был сделан в 2000–2010-е годы.

В 2000 году средняя продолжительность жизни мужчин составляла 59 лет, сегодня уже 67,5 года.

Нужно именно сегодня принять решение, чтобы купировать риски будущих периодов, так растет число пенсионеров и падает численность работающих. При этом правительство исходит из того, что правила остаются прежними: пенсии индексируются пенсионерам, которые не работают. Пока пенсионеры работают, прибавку получать не будут. Когда они прекратят работу, их пенсия будет увеличена с учетом всех индексаций, которые были произведены за то время, когда они работали.

Следующий важный вопрос – как будет повышаться пенсионный возраст для льготников?

Для педагогов, медиков и творческих работников требования к стажу остаются прежними 15–30 лет в зависимости от категории работников. Но, получить досрочную пенсию они смогут несколько позже так же, как будет отодвигаться пенсионный возраст. Отработать им на этом рабочем месте нужно столько, сколько сейчас, и спустя восемь лет они получат право на досрочную пенсию, и, как в случае повышения общеустановленного возраста, предлагается плавный переходный период. Танцевать можно, смотреть больно.

– Почему для женщин пенсионный возраст предлагают повысить на большее количество лет, чем для мужчин?

Практически во всех странах идет уравнивание пенсионных возрастов для мужчин и женщин. Основная причина в том, что, к счастью, женщины живут дольше. Это мировые тенденции. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин у нас несколько выше. С одной стороны, чтобы ресурсы пошли на повышение пенсий, мы должны сблизить возрасты выхода на пенсию. С другой стороны, женщины несут гораздо большую семейную, домашнюю нагрузку. У нас есть определенные взгляды на этот вопрос, российские традиции, поэтому определенный разрыв должен сохраняться. Таким образом, правительство облагодетельствовало женщин и оставило им возраст выхода на пенсию в 63 года, а не 65 лет

И еще о рынке труда. «Рынок рабочих мест для молодых людей несколько другой, чем для людей пенсионного или предпенсионного возраста. Они где-то пересекаются, но все-таки молодые люди настроены на другие рабочие места, другие технологии, другие профессии. Здесь не должно быть серьезной конкуренции» это позиция министра труда РФ Топилина, который, по-видимому, не видит проблем с занятостью. Хочется сказать, страшно далеки они от народа. Достаточно посмотреть какими темпами идет потеря рабочих мест в отрасли культуры, в высшей школе.

Таковы аргументы правительственной стороны, которая сводится, в основном, к тому, что пенсии увеличим на 1 тысячу рублей, или на целых 12 тысяч рублей в год, а средняя продолжительность жизни значительно выросла. 

Теперь о позиции профсоюзов. Позиция, которая была высказана в письме к председателю правительства РФ Д.А. Медведеву, а также заявлена профсоюзной стороной в рамках РТК. Принципиально позиция заключается в том, что профсоюзы исходят из того, что к рассмотрению вопроса повышения возраста выхода на пенсию надо подходить комплексно, и чтобы этот законопроект можно было рассматривать, его надо рассматривать в пакете с другими важными законами, среди которых вопрос о непосредственном повышении пенсионного возраста будет последним.

  1. Вопрос возраста и продолжительности жизни. Мы всегда подчеркивали, что статистика штука хитрая. Вот и сегодня при расчете средней продолжительности жизни учитывается младенческая смертность. А она падает благодаря перинатальным центрам и другим комплексным мерам. Но показатели смертности среди мужчин трудоспособного возраста не такие радужные. По официальным данным Росстата, в 62 субъектах Российской Федерации средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше 65 лет, а в трех субъектах — меньше 60 лет. При сохранении демографических тенденций в целом по России до 65 лет не доживет 40% мужчин и 20% женщин. Реализация предложения о повышении пенсионного возраста будет означать, что значительная часть российских граждан не доживет до пенсии. По сроку продолжительности жизни Россия находится во второй сотне стран (из183 стран занимает 127 ранговое место), проигрывая лидерам по 10 лет и более. Об этом скромно умалчивается. В связи с тем, что повышение продолжительности жизни предполагается обеспечить правительством только к 2024 году, очевидно, что инициирование вопроса об изменении условий выхода на пенсию с 2019 года преждевременно, так как в России не созданы необходимые условия в области охраны здоровья, доступности медицинской помощи и ее качества, а также в проведении диспансеризации, а главное ее результатов.
  2. Второй вопрос - о пресловутых 12 тысячах, которые получат пенсионеры. Мне лично стыдно слушать все последние дни эту мантру из уст депутатов и федеральных министров, чья зарплата в месяц превышает 400 тысяч рублей. А пенсионеры получат в год только 12 тысяч, обратите внимание, в среднем, и с учетом уже проведенных индексаций. Можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны. Если взять сегодняшнюю среднюю пенсию 13300 рублей умножить ее на 12 месяцев, то потеря за год от недополученной пенсии составит 159 тысяч рублей, за 5 лет у мужчин заберут в виде недополученной пенсии 798 тысяч рублей, у женщин – 1,27 млн. рублей.

Более того, утверждение о повышении пенсий в среднем на 1000 рублей не подтверждено документально.

Какие первостепенные меры по стабилизации пенсионной системы предлагают профсоюзы, исходя из того, что размер пенсии и наполняемость Пенсионного фонда зависят в первую очередь от уровня зарплат. Дефицита Пенсионного фонда не будет, если повысить заработную плату работникам и исключить из функций ПФР все непенсионные выплаты, например, материнский капитал.

Этот перечень первостепенных мер был озвучен 16 июня на заседании РТК по регулированию социально-трудовых отношений, среди них:

создание высокотехнологичных рабочих мест,

повышение заработной платы,

ратификация Конвенции 102 без изъятий,

пересмотр методики определения прожиточного минимума,

прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей,

унификация порядка назначения и получения страховых пенсий для всех категорий наемных работников,

подготовка финансово-экономического обоснования эффективности всех предлагаемых мер,

урегулирование вопросов участия в пенсионной системе не уплачивающих страховые взносы лиц,

исключение накопительной части из обязательной пенсионной системы и перевод ее в добровольный формат,

повышение качества медицинских услуг.

И только после выполнения этих условий, можно вернуться к обсуждению вопроса повышения пенсионного возраста — такова позиция профсоюзной стороны.

Хочу обратить ваше внимание на ряд проблем, связанных с перечисленными мерами.

Первое -  проблема занятости.

Неслучайно, в Заявлении областной Ассоциации профсоюзов бюджетной сферы выделена проблема безработицы, включая лиц предпенсионного возраста. Это большая проблема и сегодня. По экспертным оценкам, в связи с изменениями в пенсионной системе возникают риски для двух групп граждан: люди предпенсионного возраста и молодежь, выпускники вузов. Как обеспечить рабочими местами поколение 50+, 60+? Если они будут обеспечены рабочими местами, не застопорит ли это окончательно социальные лифты? Люди будут работать дольше, а молодежи просто некуда будет трудоустраиваться. Уже сегодня множество фактов говорят о том, что людям 50-55 лет трудно получить работу по специальности соответственно образованию. Речь идет о так называемой структурной безработице.

Именно по этой причине профсоюзы России настаивают на ратификации 102 конвенции МОТ без изъятия в части страхования от безработицы, определив «человеческий» уровень пособия по безработице на уровне прожиточного минимума. А в целом эта конвенция говорит о пенсии в размере 40 процентов утраченного заработка

Вторая проблема, на которую хотела бы обратить ваше внимание. Дефицит Пенсионного фонда возникает из-за того, что большое количество занятых находится в «серой зоне» и от их зарплат не платятся страховые взносы. По оценкам руководства фонда, из 77 миллионов трудоспособного населения регулярные отчисления поступают только на 43,5 миллиона работников. Теневой фонд оплаты труда составляет порядка 10 трлн. руб. в год, в результате чего в Пенсионный фонд не поступает 2,2 трлн. руб.

В основе нелегальной занятости лежит законодательное бесправие работников, не позволяющее им эффективно бороться за свои трудовые права, в том числе за легальную занятость и полностью «белую» заработную плату. Именно борьба с неофициальной занятостью должна стать основным решением проблемы дефицита Пенсионного фонда. Положительные результаты могло бы принести увеличение ответственности работодателей за применение «серой» занятости, за уход от уплаты налогов и страховых сборов. Это большая, серьезная проблема, решение которой неоправданно затянулось. Вот и сегодня не принимаются достаточные меры в этом направлении, боясь обидеть работодателей-собственников. Проще отобрать деньги у населения, которое надо признаться, не научилось ещё активно защищать свои интересы, а значит, и мы с вами не дорабатываем.

Коллеги! Ситуация сложная. Профсоюзы обращаются к Президенту Российской Федерации, Правительству, Федеральному Собранию с требованием не допустить повышения пенсионного возраста и приступить к широкому обсуждению с участием профсоюзов и других общественных организаций комплекса экономических мер, способных поднять жизненный уровень населения и решить проблему наполнения Пенсионного фонда без повышения пенсионного возраста.

К сожалению, мы видим, как правительство РФ, партия «Единая Россия» настойчиво, не обращая внимания на мнение гражданского общества проводят задуманное. На этом этапе важно продемонстрировать наше отношение к этой проблеме и наше единство. Это только начало обсуждения, даже если примут закон срочно в первом чтении - это ничего не значит. Главное обсуждение будет в осеннюю сессию в комитетах Госдумы.

Прошу вас провести широкое обсуждение постановления и материалов президиума. Можно использовать мои материалы. Важно направить письма в областную и Государственную Думы, Сове Федерации Федерального собрания РФ, в которых отразить отношение к пенсионной реформе. Делать это можно в любой форме. Письма могут быть от трудовых коллективов с подписями или от имени коллектива может подписать профсоюзный комитет. Если коллективы в отпуске, примите решение профсоюзного органа. Главное, чтобы письма (обращения) были и их было много. Копии писем желательно направить в адрес обкома.

Я всем желаю удачи, помните об ответственности за свою судьбу и судьбу будущих поколений!

 

З А Я В Л Е Н И Е

 

 

Президиума Саратовской областной территориальной организации Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

 

«28»   июня     2018 г.                                                                     г. Саратов

 

         Мы, участники расширенного заседания Президиума Саратовской областной территориальной организации Общероссийского Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, рассмотрев проект закона РФ «О внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» считаем принятие его в такой форме преждевременным и грубо нарушающим конституционное право граждан России. Поспешность принимаемого решения в данный период, когда проходит Чемпионат Мира по футболу, когда большинство людей находятся в очередных отпусках, говорит о не совсем гуманной политике правительства РФ по отношению к конкретным людям.

         Повышение пенсионного возраста сегодня – это не повышение качества жизни своих граждан. Сегодня, по-прежнему, стоят вопросы низкого уровня оплаты труда, неформальная занятость, создание новых рабочих мест, ущемление интереса работающих пенсионеров, молодежи и, наконец, нет четкой продуманной политики правительства РФ в разрешении этих вопросов.

         Мы открыто заявляем, что предлагаемый Правительством РФ проект закона, направлен не на повышение благосостояния пенсионеров, а как всегда станет источником пополнения бюджета за счет самой незащищенной категории населения.

         Нынешнее скороспелое решение Правительства РФ вызывает бурю негодования, возмущения, да и просто страх перед близко предстоящими изменениями в жизни людей, не говоря о будущем. Что значит женщине прибавить 8 лет трудовой деятельности – это целый этап жизни и за какие такие «заслуги». И куда идти молодежи, если, рабочие места будут заняты? А что делать возрастному работнику, если он попадает под сокращение?

         Нам нужна ясная картина происходящего. Мы требуем, что бы политика государства проводилась в интересах народа, без шоковой терапии. Чтобы последовательно решались проблемы экономики, рост доходов населения, реального улучшалось качество жизни и ее продолжительность.

 

МЫ ХОТИМ ЖИТЬ В СТРАНЕ, ГДЕ ВЛАСТЬ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ЛЮДЕЙ И МОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ ДОСТОЙНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЕЩАНИЯ.

Что сделано профсоюзами по вопросу повышения пенсионного возраста